В этом выпуске: Вехи церковной жизни: Некролог:

№ 4 (229) АПРЕЛЬ 2017

......................................................................
Последняя трапеза Христа

«Тайная вечеря» считается самым  зрелым произведением Леонардо да Винчи. Эта монументальная роспись, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками, находится в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, украшает стену трапезной.  Картина  была окончена в 1497 году. К сожалению, Леонардо да Винчи исполнил её красками, из которых некоторые оказались очень непрочными. Уже через пятьдесят лет после окончания, роспись, по свидетельству Вазари - итальянского живописца, архитектора и писателя,  находилась в самом жалком состоянии...

 

Джо́рджо Ваза́ри в жизнеописании Леонардо приводит забавный эпизод, связанный с работой над полотном «Тайная вечеря».

 

Приор монастыря, недовольный медлительностью Леонардо,  настойчиво требовал от художника, чтобы тот скорее закончил своё произведение. «Ему казалось странным видеть, что Леонардо целую половину дня стоит погруженный в размышление. Он хотел, чтобы художник не выпускал кисти из рук, наподобие того, как не прекращают работу на огороде. Не ограничиваясь этим, он пожаловался герцогу и так стал донимать его, что тот был вынужден послать за Леонардо и в деликатной форме просить его взяться за работу, всячески давая при этом понять, что все это он делает по настоянию приора». Леонардо, затеяв с герцогом разговор на общие художественные темы, нашёл момент сказать, что работа над росписью близится к завершению, и что ему остаётся написать всего лишь две головы — Христа и предателя Иуды. «Эту последнюю голову он хотел бы ещё поискать, но в конце концов, если он не найдёт ничего лучшего, то готов использовать голову этого самого приора, столь навязчивого и нескромного. Это замечание весьма рассмешило герцога, сказавшего ему, что он тысячу раз прав».

 

«Тайная вечеря» привлекла Леонардо да Винчи не только своим догматическим содержанием, но и  возможностью развернуть перед зрителем большую человеческую драму, вскрыть душевный мир человека и точно обрисовать его переживания. К миланской росписи художник готовился тщательно и долго: он выполнил множество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур.

 

 Восприняв «Тайную вечерю» как сцену предательства Иуды, Леонардо поставил себе целью внести в это традиционное изображение  драматическое начало, благодаря которому полотно приобрело бы совсем новое эмоциональное звучание.

 

Обдумывая замысел картины, Леонардо записывал свои мысли о действиях участников этой сцены: «Тот, который пил и поставил кубок на место, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями взирает на своего сотоварища, другой показывает ладони рук, приподнимает плечи к ушам и выражает ртом удивление...». В записи не указаны имена Апостолов, но Леонардо ясно представлял себе место в общей композиции  и действие каждого из них. Художник даже в отдельных жестах искал такие формы выражения, которые вовлекли бы все фигуры в единый водоворот события.

 

В этой росписи мастер добивается редкой убедительности композиционного решения: в центре помещена фигура Христа, которая ясно выделяется в  просвете двери, а Апостолы сознательно чуть отодвинуты от Христа, чтобы ещё более акцентировать Его место в композиции.

 

«Трагически обречён на гибель Христос, полный спокойной мудрости и любви к человеку, для которого он готов перенести смертную муку. Голова его, прекрасная и простая, вырисовывается светлым, почти уже неземным образом на фоне открытого окна, руки жертвенно и любовно легли на стол. Страшным контрастом выглядит мрачный и жёсткий Иуда… Его голова, резко повернутая назад, погружена в тяжёлый мрак, трагически  подчёркивающий его резкие черты, хищный, крючковатый нос, насупленный злобный взгляд» (Гуковский М.А.)

 

 Основной задачей, которую поставил себе Леонардо в «Тайной вечере», была реалистическая передача сложнейших психических реакций на слова Христа: «Один из вас предаст меня».

 

 Давая в образах апостолов законченные человеческие характеры, Леонардо да Винчи заставляет каждого из них по-своему реагировать на произнесённые Христом слова. Именно эта тонкая психология, основанная на разнообразии лиц и жестов, и поражала более всего современников Леонардо, особенно при сопоставлении его росписи с более ранними флорентийскими изображениями на эту же тему кисти Тадео Гадди, Андреа дель Кастаньо, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо.

 

У всех этих мастеров Апостолы сидят спокойно, совершенно безучастные ко всему происходящему. Предшественники Леонардо, не имея достаточно сильных средств для психологической характеристики Иуды, выделяли его из общей группы Апостолов и располагали в виде совершенно изолированной фигуры перед столом. «Тем самым Иуда искусственно противопоставлялся всему собранию как изгой и злодей. Леонардо смело ломает эту традицию. Его художественный язык достаточно богат, чтобы не прибегать к подобным, чисто внешним эффектам. Он объединяет Иуду в одну группу со всеми прочими апостолами, но придаёт ему такие черты, которые позволяют внимательному зрителю сразу же опознать его среди двенадцати учеников Христа. Подобно брошенному в воду камню, порождающему все более расходящиеся по поверхности круги, слова Христа, упавшие среди мёртвой тишины, вызывают величайшее движение в собрании, за минуту до того пребывавшем в состоянии полного покоя. Особенно импульсивно откликаются на слова Христа те три апостола, которые сидят по его левую руку. Они образуют неразрывную группу, проникнутую единой волей и единым движением. Молодой Филипп вскочил с места, обращаясь с недоуменным вопросом к Христу, Иаков старший в возмущении развёл руками и откинулся несколько назад, Фома поднял руку вверх, как бы стремясь отдать себе отчёт в происходящем. Группа, расположенная по другую сторону Христа, проникнута совершенно иным духом. Отделённая от центральной фигуры значительным интервалом, она отличается несравненно большей сдержанностью жестов. Представленный в резком повороте Иуда судорожно сжимает кошель со сребрениками и со страхом смотрит на Христа; его затенённый, уродливый, грубый профиль контрастно противопоставлен ярко освещённому, прекрасному лицу Иоанна, безвольно опустившего голову на плечо и спокойно сложившего руки на столе. Между Иудой и Иоанном вклинивается голова Петра; наклонившись к Иоанну и опершись левой рукой о его плечо, он что-то шепчет ему на ухо, в то время как его правая рука решительно схватилась за меч, которым он хочет защитить своего Учителя. Сидящие около Петра три других Апостола повёрнуты в профиль. Пристально смотря на Христа, они как бы вопрошают его о виновнике предательства. На противоположном конце стола представлена последняя группа из трёх фигур. Вытянувший по направлению к Христу руки Матфей с возмущением обращается к пожилому Фаддею, как бы желая получить от него разъяснение всего происходящего. Однако недоумённый жест последнего ясно показывает, что и тот остаётся в неведении.

 

Далеко не случайно Леонардо изобразил обе крайние фигуры, сидящие по краям стола, в чистом профиле. Они замыкают с обеих сторон идущее от центра движение, выполняя здесь ту же роль, которая принадлежала в «Поклонении волхвов» фигурам старика и юноши, поставленных у самых краёв картины. Но если психологические средства выражения у Леонардо не поднимались в этом произведении ранней флорентийской эпохи выше традиционного уровня, то в «Тайной вечере» они достигают такого совершенства и глубины, равных которым напрасно было бы искать во всём итальянском искусстве XV века. И это прекрасно понимали современники мастера, воспринявшие «Тайную вечерю» Леонардо как новое слово п искусстве»,- писал искусствовед Лазарев В.Н.

«МП»

..................................................................
comments powered by HyperComments
..................................................................

 

Главный редактор - Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий

Церковный цензор - Леонтий Морозкин

Следующий номер газеты выйдет 10 - 25 мая 2017 года

 

 

Издатель: MTÜ "Fjodor Dostojevski Nimeline Preemia" НКО "Премия им. Ф.М.Достоевского

 

Адрес издательства:

11414, Таллин, ул. Паэ 17A -16

E-mail: vladila1320@gmail.com

 

Церковный цензор протоиерей Леонтий Морозкин