В этом выпуске: Поздравление

№ 8 (233) АВГУСТ 2017

............................................................
Священник – врач души

О взаимоотношениях человека и священника можно сказать так: как мы ищем одного врача, дабы он изучал наш телесный недуг, так и прихожане ищут «своего» священника, который становится «врачом души». Когда к священнику человек приходит на исповедь один, второй, третий раз, то постепенно складываются между ними доверительные отношения. Священник начинает понемногу узнавать какие-то личностные особенности прихожанина, его внутренний склад и обстоятельства жизни, а человек начинает у этого священника окормляться. Существуют определенные различия между духовником и духовным отцом. На страницах интернет-журнала об этом рассуждает настоятель Петропавловского храма г. Саратова игумен Нектарий (Морозов).

 

У духовника православный христианин регулярно исповедуется, являясь по отношению к нему «духовным чадом», советуется. Духовный отец же – это священник, которому удалось способствовать именно рождению человека для христианской жизни. Ведь процесс вхождения в эту жизнь не всегда бывает безболезненным: подчас и страсти восстают, и искушения одолевают. И когда священник всё это вместе с человеком переживал – подобно родителям, которые сидят у постели больного ребёнка без сна и отдыха, пока не поставят его на ноги, – тогда возникает это отцовство. И сам человек начинает так к священнику относиться. Это совершенно определённый уровень заботы и ответственности духовника и доверия и послушания чада. «Нужно ли духовника как-то специально искать, и как это делать правильно?» – вопрос очень распространенный. Намного проще, когда человек ходит в какой-то один храм, живёт жизнью прихода и обретает там духовника. Но может получиться так, что он пришёл в какой-то конкретный храм, расположенный ближе к дому или почему-то по сердцу пришедшийся, но там не встречает священника, который бы вызывал особое чувство доверия, ответы которого на вопросы соответствовали бы его внутренней духовной потребности, его нужде. Ведь в жизни мы тоже общаемся со многими людьми, но немногие становятся друзьями и близкими. А в идеале, конечно, духовник или духовный отец должен быть близким человеком – тем, с кем ты единомыслен…Бывает, услышишь в храме чью-то проповедь, которая тронет сердце, и в результате поймёшь, что именно этот священник может стать настоящим наставником для тебя.

 

Не всегда так получается, но это не значит, что не надо жить церковной жизнью и постоянно ходить к одному и тому же священнику на исповедь и обращаться за советом. Я сейчас говорю скорее о некоем идеале, к которому нужно стремиться.

 

Обретение духовника или духовного отца – это всегда таинство. Мне запали в сердце слова одного священника о том, что исповедь – это таинство усыновления: во-первых, человека Богом, потому что он вновь из сына, ушедшего на страну далече, превращается в сына возлюбленного, который вернулся в отцовский дом; а во-вторых, своего рода – человека священником, потому что между ними устанавливаются особые отношения.

 

Если у пасомого присутствует подлинное желание измениться, если всё всерьёз, по-настоящему, глубоко, то это становится залогом такого же искреннего и серьёзного отношения к нему священника, и он как пастырь может гораздо больше дать. И тогда эти самые отношения сыновства - отцовства завязываются и устанавливаются.

 

Ведь порой ты будто топчешься на месте, потому что человек, приходящий раз за разом на исповедь, тебя не то что не слышит – не слушает. Ему не нужны твои слова, а нужно что-то своё, и это «что-то» может находиться вообще не в плоскости христианской жизни. Такого человека получится утешить, поддержать, но его духовная жизнь не получит развития, и в какой-то момент эти отношения себя изживут и перейдут к некоему взаимному разочарованию.

 

Безусловно, одна из задач священника – указывать человеку на эти и другие его ошибки, точнее – помогать их увидеть, чтобы он не блуждал кругами, а шёл более прямым путём. Такой своего рода навигатор. Ещё точнее сказать: духовник помогает пройти тем путём, которым он сам когда-то прошёл.

 

Нужно ли и можно ли менять духовника?

 

Бывает такая деликатная ситуация, когда человек, окормлявшийся у одного священника, потом по какой-то причине понимает, что ему хочется обратиться за духовным советом к другому батюшке и исповедоваться уже у него. Стоит ли к этим своим внутренним потребностям прислушиваться?

 

На мой взгляд, человек должен в Церкви искать то, что служит к созиданию его души и помогает идти ко спасению. И если ты понимаешь, что священник не может ответить на важнейшие вопросы твоей жизни, то, безусловно, будешь искать другого – это совершенно правильно и естественно.

 

Ответы духовника – указатели направления духовной жизни. И необходима ещё наша внутренняя работа над собой.

 

Но надо при этом по отношению к себе быть, наверное, даже более строгим, чем к священнику. Ведь очень часто бывает, что человек, задавая вопросы, ждёт, чтобы ответы изменили что-то в его жизни, а сам при этом ничего не делает. Но те ответы, которые мы получаем, могут лишь указать нам направление пути, побудить к какой-то внутренней работе. И если этой работы не будет, то спустя какое-то время ответы утратят для нас как бы свою актуальность. Нередко именно из-за этого люди вступают на путь неких блужданий в Церкви.

 

Иногда дело вовсе не в том, что священник не даёт тебе чего-то важного, потому что он не внимательный, не начитанный, не глубокий, а просто ты в какой-то момент понимаешь, что другой священник ближе тебе по духу. Как при этом поступить? Я считаю, что здесь нет какого-то единого правила, всё достаточно индивидуально. Один пожилой батюшка говорил: если у тебя есть духовный отец и ты по какой-то причине от него уходишь к другому священнику, то у тебя, возможно, будет хороший духовный отчим, но уже не отец. Это, подчёркиваю, в том случае, если был именно духовный отец. Если же таких глубоких, серьёзных внутренних отношений не было со священником, тогда я к перемене духовника никаких препятствий не вижу.

 

С духовником или без духовника?

 

Можно ли обходиться совсем без духовника? Не иметь священника, к которому ты приходишь на исповедь регулярно и которому ты задаёшь какие-то вопросы, – на мой взгляд, нельзя, это будет совершенно неправильно. А вот без духовника, который может тебя вести путём христианской жизни, который может быть в какой-то степени учителем этой жизни, людям порой приходится обходиться. Потому что само духовническое служение требует от пастыря достаточно большой отдачи и самопожертвования.Однако надо помнить: всё, что нам не дают люди, может восполнить Господь. В патериках есть такие слова: «Богу угодно, чтобы вы, люди, исправляли друг друга и вы, люди, прислушивались друг к другу». Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать тем, что Господь посылает. Если священник тебя чему-то может научить, пусть научит. Если потребуется впоследствии что-то большее, Господь тебе это большее даст: или у другого священника, или в этом священнике нечто откроется.

 

Господь восполнит, если мы со смирением и с доверием будем у Него этого искать.

 

..................................................................
comments powered by HyperComments
..................................................................

 

Главный редактор - Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий

Церковный цензор - Леонтий Морозкин

Следующий номер газеты выйдет 10 - 25 мая 2017 года

 

 

Издатель: MTÜ "Fjodor Dostojevski Nimeline Preemia" НКО "Премия им. Ф.М.Достоевского

 

Адрес издательства:

11414, Таллин, ул. Паэ 17A -16

E-mail: vladila1320@gmail.com

 

Церковный цензор протоиерей Леонтий Морозкин