"БАЛТИКА"

МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ РУССКИХ
ЛИТЕРАТОРОВ

№2 (1/2005)

ПРАВОСЛАВНЫЙ
СОБЕСЕДНИК

 

САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу


SpyLOG
Митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов) - глава Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата, род. 03.10.1939. Тезоименитство 12 сентября. Хиротония 23.07.1989. На кафедре с 27.10.1990.

Александр,
Митрополит Рижский и всея Латвии

Времена не выбирают

Портрет
Митрополит Рижский и всея
Латвии Александр.

В Поднебесной люди, поздравляя друг друга, нередко говорят: «Не дай Вам Бог жить в эпоху больших перемен». Эти слова значимы не оттого только, что человеку не дано выбрать время, в которое ему жить. Но и потому, что, оказавшись в жерновах перемен и потрясений, человек невольно втягивается в их орбиту и, будучи исторически ни в чем не повинным, оказывается заложником не им придуманных идей и обстоятельств. Это касается не только отдельных людей. Так, в истории православия в Латвии случалось немало перемен. Началом правомерно считать конец XXII века. Семь последующих веков Православная Церковь нередко подвергалась унижению, преследованию и нередко уничтожалась физически, не щадили одновременно и православных людей.

Но даже в этих условиях православие в Прибалтике не было уничтожено. Церковь, далекая от политики, все это время стремилась отстаивать и утверждать самоe себя, а, главное, вести своих чад к вечному спасению.

Самыми благоприятными для этого оказались времена на грани XIX и XX веков. Последние десятилетия XIX века и первые 14 лет XX века до первой мировой войны оказались самыми благоприятными за всю историю Латвийской Православной Церкви. Это было время деятельности Архиепископа Рижского и Митавского Арсения (Брянцева), построившего за 10 лет более 70 православных церквей в крае. Его созидательную деятельность продолжил Высокопреосвященнейший Архиепископ Агафангел (Преображенский), причисленный ныне к лику святых. Благотворителями церкви в это время были многие государственные деятели, в том числе Александр III и Николай II, состоятельные люди Риги, Санкт-Петербурга, Москвы и других мест. Огромную материальную помощь оказал святой праведный Иоанн Кронштадтский, который был не только великим ревностным пастырем, но и благотворителем.

К этому времени в прибалтийских губерниях было 267 церквей, 71 молитвенный дом, 457 православных церковно-приходских школ. Были действующие приюты для вдов и сирот духовенства, постоянно оказывалась помощь малоимущим и больным.

В эти годы в Риге в Духовном училище и Семинарии обучалось более 400 человек. В Лифляндской и Эстляндской губерниях было 4 мужских и 3 женских монастыря (женские — Пюхтицкий, Рижский со Спасо-Преображенской Пустынью, Илукстский с епархиальным духовным училищем).

Однако, с началом Первой мировой войны на многие последующие годы наступила эпоха во многом драматических событий и перемен.

В Первую мировую войну с приближением фронта началась эвакуация. Взятие немецкими войсками Риги сопровождалось захватом православных храмов и уникальных произведений церковного искусства. По распоряжению властей снимали колокола и увозили в Германию.

В девятнадцатом году к власти пришли большевики. Они расстреляли эстонского епископа Платона (Кульбуша), временно управлявшего Рижской епархией. По всей территории начался разгром и грабеж церквей, монастырей, захват церковных зданий, репрессии духовенства.

В конце девятнадцатого года произошла смена власти. Большевики во главе с П. Стучкой покинули Ригу. У Православной Церкви появилась надежда на государственную поддержку. Но этого не случилось. Новые чиновники продолжали беззаконие. Ряд государственных структур самочинно захватывали лучшие здания, принадлежавшие Православной Церкви. Так, в Рижскую духовную семинарию с анатомикумом вселился университет, Министерство иностранных дел захватило летнюю резиденцию архиепископа Рижского и Митавского. Военное ведомство разместилось в Рижском духовном училище. Было отнято здание Гольдингенской семинарии, принадлежавшей Петро-Павловскому Православному братству.

Тяжелая участь постигла Рижский Христо-Рождественский кафедральный собор. Он был объявлен государственной собственностью. Его намеревались либо приспособить для государственных нужд, либо вообще взорвать и смести с лица земли. Унижению и притеснению подвергся Рижский Св. Троице-Сергиев женский монастырь. У него, кроме зданий, были отняты луга «Спилве», лесные угодья под Митавой, земля и усадьба основательниц обители, завещанные монастырю. В официальных бумагах монастырь стал именоваться «бывшим», т.е. ликвидированным, и все его имущество, вплоть до белья монахинь, было описано.

Фотография

Собор Рождества Христова в дни пребывания в нём
чудотворной Тихвинской иконы.

Рижский православный Алексеевский мужской монастырь со всем имуществом, прекрасно обустроенной церковью, архиерейским домом — резиденцией главы Рижской епархии — был незаконно передан католикам.

Минюст медлил с регистрацией Православной Церкви в целом. Только в результате подвижнического многолетнего неустанного труда святого священномученика Иоанна, Архиепископа Рижского и Латвийского (Поммера), ставшего депутатом Саэйма, чтобы отстоять интересы Церкви, Латвийская Православная Церковь укрепила свое положение и церковная жизнь стала налаживаться и возрождаться.

В начале 30-х годов развернулось открытое гонение и преследование Высокопреосвященнейшего Архиепископа Иоанна (Поммера), которое длилось несколько лет и завершилось трагически — Предстоятель Латвийской Православной Церкви принял мученический венец.

После войны шла непростая, в условиях воинствующего атеизма, жизнь. Уцелевший собор Рождества Христова продолжал оставаться духовной опорой для многих и многих людей, познавших ужасы и беды чудовищной войны и послевоенных преследований.

В 50 годы на Православную Церковь обрушились гонения и репрессии. Служителей Церкви приравняли к «нетрудовым элементам». Деятельность православных приходов повсеместно ограничивалась, а посещение церквей, хотя и не преследовалось открыто, но активно не поощрялось среди работающего населения. Свои коррективы в уничижение Церкви внесли печально знаменитые 60-е годы. Атеистическая направленность всех сторон жизни стала основой государственной политики тех лет. Храмы отбирались, закрывались, варварски уничтожались или использовались не по назначению.

То, что не уничтожили две мировые войны и революция, было разорено в 60-70-е годы: был закрыт, обезображен и превращен в коммерческое предприятие Христо-Рождественский кафедральный собор, в Дзинтари бульдозерами сметена с лица земли церковь Казанской Божией Матери, построенная в 90-х годах XIX века Петро-Павловским братством на пожертвования. Взорван Александро-Невский собор в Даугавпилсе, разрушен храм Св. Николая чудотворца в Резекне, закрыты храмы в Краславе, в пос. Граверы, в Колке, в Айнажи, в Кокнесе, в Сунтажи. Закрыта Успенская церковь в Даугавпилсе, снесена церковь «Всех скорбящих Радосте» в Риге. Всего закрыто было более 40 храмов.

Невосполнимые потери понесла православная художественная культура Латвии. Уничтожались шедевры деревянной художественой резьбы, киоты, иконостасы. В частных руках и государственных структурах оседали уникальные произведения иконописи, церковно-прикладного искусства.

Сама Православная Церковь, продолжая находиться в изоляции от жизни общества, не могла противостоять антирелигиозному разгулу. В ее защиту ничего не сделала и интеллигенция. Антирелигиозный ажиотаж начал находить отражение в учебных программах, научных исследованиях, в социальных заказах официальных структур.

Однако и в этих непростых условиях Церковь продолжала свою духовную, а зачастую и материальную поддержку своих прихожан и приходов, и это, безусловно, сказывалось в отношении к Церкви со стороны простого населения. Так, например, на Рождество и Пасху в храмы приходила такая огромная масса людей, что власти вынуждены были перекрывать улицы, дорожное движение, обеспечивая порядок, предупреждая возможные провокации; понятно, что это раздражало власть предержащих.

Но это время уже было предвестником новых веяний, которые начали проявляться в 70-е годы XX века.

Было даже как-то непонятно, что в людях, далеких от веры, как-то вдруг, сам собой возникал и стал проявляться неуемный, никем, в сущности, не поощряемый интерес к Православной Церкви — неизвестной, непонятной, вечной и чужой для воинствующих атеистов.

Всеобщий интерес проявлялся к Рижскому Свято-Троицкому женскому монастырю, одному из немногих действующих монастырей в Советском Союзе, где непрерывно творимая в тишине монастырских стен молитва не прекращалась более ста лет. Непрекращаемый поток паломников направлялся в Спасо-Преображенскую пустынь под Елгавой. С середины 80-х годов увеличился поток паломников, людей верующих, стремящихся укрепить себя в духовных подвигах, в посте и молитве. Уже тогда в стремлении к храму, к молитве чувствовалось ожидание каких-то наступающих перемен.

Фотография
Возрождающийся собор во
имя святителя Николая
в г. Лиепая.

В начале 90-х годов ушедшего века в одночасье все пришло в движенье, перепуталось, перемешалось и оказалось далеко не таким, как это представлялось многим.

Рухнувшая система как бы провозгласила полную свободу во всем и для всех, но эти высокие слова, как оказалось в действительности, во многом обернулись из «блага во зло». Православная Церковь оказалась в очень сложных условиях.

Перестройка с ее тотальным развалом экономики, политической неразберихой выбросила «на обочину дороги» массу людей, еще не старых — со средним, зачастую с высшим образованием. Тысячи людей, став безработными, лишились средств к существованию, оказались на грани социального бедствия и нищеты, их число пополняли высококвалифицированные «технари»: электронщики, конструкторы, технологи, работавшие на космос, оборону, в сферах высокой технологии.

Не у дел оказалась гуманитарная интеллигенция. Можно сказать без куска хлеба оказалась масса художников, артистов, архитекторов, а тем более писателей и поэтов. Главное — в этих условиях каждому нужно было жить и выживать самому, находить выход в этом непонятном, бесперспективном мире. Те, кто не находили в себе силы воли остаться, вопреки всему, самим собой, шли «на дно». Другие, уловив возможности вседозволенной свободы, начали приспосабливать окружающее к своим намерениям и планам.

В этих новых условиях открытости оказалось, что и среди «профессиональных атеистов» есть православные люди. Они особо сознавали, что рухнувшая идеология унесла с собой эфемерные идеалы, оставила духовную пустоту, безвыходность.

Немало удивляло то, что массы людей, воспитанные на идее «религия — опиум для народа», свою единственную опору в жизни увидели именно в Церкви, абсолютно для них не понятной и таинственной. Проявление невиданного интереса к православию можно подразделить на некоторые периоды. Люди, далекие от веры, которые валом валили в церковь, были поражены происходящим вокруг: богослужение, проповедь, колокольный звон, эстетика убранства. Нужно было видеть, с каким трепетом ожидались Таинство Крещения, первая исповедь, святое Причастие. Через это прошла огромная масса людей, стремящихся к Богу, но в большинстве их привлекала внешняя сторона церковной жизни, ибо суть ее была пока непостижимой. Не удивительно, поэтому, что многие недолго задержались в Церкви. Перед Церковью стояла очень сложная задача — помочь этой огромной массе людей обрести Бога. Следует сказать, что сама Церковь, священство не были готовы к началу этого нового отношения к Церкви. Сказывались ее изолированность от мира, от общества, запреты, неумение общаться с атеистическими массами. Не было опыта оказания духовной помощи атеистам в пробудившемся у них интересе к вере.

Теперь стояла огромная задача воцерковления огромной массы людей.

4 мая 1990 года была провозглашена независимость Латвии. Остро встаёт вопрос о положении в Латвии Рижской епархии Русской Православной Церкви. В этой сложной ситуации, когда внешние силы требовали полного отделения от Московского Патриархата, а православные верующие не желали отделения от Матери-Церкви, было принято единственно разумное и канонически правильное решение — ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом Русской Православной Церкви о восстановлении самостоятельности Рижской епархии.

Фотография

Вновь построенный Даугавпилсский Александро-Невский храм на месте взорванного собора.

Святейший Патриарх и Священный Синод приняли решение о восстановлении самостоятельной Латвийской Православной Церкви.

В декабре 1992 г. в г. Риге был созван Собор Латвийской Православной Церкви. В его работе приняли участие всё духовенство и миряне — представители всех православных приходов Латвии.

На Собор прибыл представитель Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Собор Латвийской Православной Церкви на основании решения Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви провозгласил самостоятельность Латвийской Православной Церкви под Первосвятительским омофором Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий объявил решение Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви, зачитав, вручил Томос Святейшего Патриарха Алексия II.

Решению вопроса предшествовали продолжительная кропотливая работа и сложнейшие переговоры по вопросу статуса и устава Латвийской Православной Церкви. Этому способствовали оперативность, целеустремленность и глубокое понимание нами ситуации и положения в Латвии.

После Собора, в конце декабря 1992 г., Латвийская самостоятельная Православная Церковь была зарегистрирована в Министерстве юстиции Латвийской Республики как правопреемница Латвийской Православной Церкви до 1940 г., несущая свою не прекращающуюся ни на один день духовную и спасительную миссию святого Православия на территории Латвии, получившая своё историческое бытие в XI в. от Русской Православной Церкви, имеющая единые с ней святыни, святых угодников Божиих, единый церковный строй, богослужение и уклад духовной жизни.

Более подготовленными мы оказались в реализации закона о возвращении собственности религиозным организациям. Еще задолго до принятия этого закона мы, надеясь вернуть себе храмы и церковную недвижимость, изучили все юридические аспекты этой процедуры. Это позволило заранее, еще до принятия закона, начать подготовку необходимых документов, но само оформление прав собственности оказалось далеко не простым. С одной стороны, некоторые приходы не были готовы к подготовке необходимых материалов, а с другой стороны, те, кто обязан был вернуть собственность, не имели желания ее возвращать. Во всем этом сложном труде мне оказывал помощь протоиерей Николай Тихомиров.

Огромное значение для жизни Латвийской Православной Церкви имело возрождение Рижской духовной семинарии. Сначала не было буквально ничего: ни помещений, ни преподавателей, ни учебников, а главное, даже минимальных средств.

Но несмотря на трудности и нужду, она была возрождена.

28 марта 1994 года был отслужен молебен и начались занятия.

Уже почти 11 лет Рижская духовная семинария готовит священнослужителей, преподавателей воскресных школ, церковных регентов.

Большое внимание уделяется подготовке учительских кадров преподавателей Закона Божия и истории религии в общеобразовательных и воскресных школах. Для этого в Рижской духовной семинарии имеются постоянно действующие курсы по программе, утверждённой Министерством образования и науки Латвии.

Рижская духовная семинария является единственной православной семинарией в странах Балтии.

Наша семинария испытывает острую нужду в учебных пособиях и методиках, а также в возможности издания уже разработанных педагогами учебно-методических материалов. К сожалению, за все время возрождения Рижской духовной семинарии мы не получали никакой помощи от ведущих российских православных издательств и монастырей, издающих учебную, духовно-просветительную и богословскую литературу.

В Латвии издаётся общелатвийская православная газета «Виноградная лоза», имеющая приложение на латышском языке, и газета Даугавпилсского благочиния «Православная жизнь», ежегодный церковный календарь на латышском и русском языках, книги и брошюры религиозного содержания на русском и латышском языках, методические пособия, учебные пособия, литература по истории Церкви.

Фотография
Центральный иконостас
возрождённого собора
Рождества Христова г. Риги.

Огромное удовлетворение вызывает то, что у нас еженедельно проводятся получасовые радиопередачи «Фавор», в которых принимают участие священники и преподаватели Рижской духовной семинарии, и ставшие традиционными телевизионные трансляции богослужений из православных храмов.

Восстанавливаются разрушенные храмы, строятся новые. Из руин восстановлен собор свв. прав. Симеона и Анны в г.Елгаве, Никольский морской собор в г.Лиепае. Полностью восстановлена церковь латышского православного прихода во имя св. прп. Арсения Великаго в Айнажи и храм латышского прихода в Колке. Восстановлен храм в Ливаны. Куплен дом и переоборудован под церковь в Дагде. Полностью восстановлена церковь Покрова Пресвятой Богородицы в г. Виляка. Завершается восстановление храма Успения Пресвятой Богородицы в Даугавпилсе. Приобретено большое здание с участком, где оборудован храм, в пос. Седа. Создан приход и оборудован временный храм в арендуемом помещении, и уже завершается строительство каменного храма в г. Валка. Построен храм в г. Саласпилсе, построен Свято-Никольский храм в г. Огре. Завершается восстановление храма прекрасной архитектуры в имении Стамериене. Возрождается Свято-Духов мужской монастырь в г. Екабпилсе. Возведен храм-памятник на месте бывшего собора св. благов. вел. кн. Александра Невского в г. Даугавпилсе.

Каждый, кто бывал в Риге, помнит величественный кафедральный собор в честь Рождества Христва в самом центре города на бульваре Бривибас. Его торжественное пятиглавие столь же неотделимо от облика латвийской столицы, как и островерхие крыши и высокие и острые шпили панорамы старой Риги. Размеры собора поражают. Трудно представить себе, что бывают дни, когда он не вмещает молящихся. Архитектурное решение собора очень совершенно. Это одно из лучших церковных зданий в прибалтийском крае. История собора трагична, как трагичны судьбы православия в ХХ веке.

Многие рижские архипастыри служили в этом величественном храме.

Поруганный и истерзанный, Рижский собор Рождества Христова возрожден более благолепным, чем был до закрытия, а прекрасные росписи и величественный центральный и боковые иконостасы, пожертвованные семьями благотворителей В.И.Малышкова и И.В.Малышкова, делают его красивейшим храмом в странах Балтии. Прекрасный малиновый звон колоколов, пожертвованных семьей Малышковых, благостно услаждает слух рижан и гостей столицы.

Одному из них пришлось и жить в соборе, точнее сказать, под храмом в подвале. Владыка Иоанн (Поммер), Архиепископ Рижский и Латвийский, пламенный защитник Православной Церкви, христианской веры и людей, ее исповедовавших, он был и стражем собора. Убогая келья Архипастыря в подвале стала символом тех трудностей, которые переживала Латвийская Православная Церковь в 20-е годы, и одновременно символом мужества и самоотверженности православного Архиерея. Свою верность Христу и Его Св. Церкви он засвидетельствовал своей кончиной — страшной, мучительной, потрясающей немыслимой жестокостью и бесчеловечием мучителей.

Архиепископ был поборник Правды Божией, от говорил: «Говорить правду мало! Надо, чтобы она в нас сама говорила, источалась из нас. Правда источается из человека чудесно, как вода из камня в пустыне».

Вся Рига провожала убиенного святителя к месту его упокоения — Покровскому кладбищу.

Скромная, хотя по-своему величественная часовня-усыпальница была сооружена народным почитанием и любовью. Никогда не иссякал поток почитателей, паломников к могиле священномученика, а с годами крепло и ширилось почитание священномученика. Предстательством святителя совершались чудеса. Так источалась Правда Божия чудесно, как вода из камня. Не стоит град без святого, говорили в старину, и верующая православная Рига молитвенно и смиренно ожидала своего святого святителя и священномученика.

Историческим событием в духовной жизни Латвийской Православной Церкви стала совершившаяся по благословению его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II канонизация 24 сентября 2001 года Собором Латвийской Православной Церкви святого священномученика Иоанна, Архиепископа Рижского и Латвийского — первого святого земли Латвийской.

Три года спустя, 15 июля 2003 года, были обретены нетленными Святые мощи святого священномученика Иоанна, которые 4 октября 2003 года были торжественно перенесены из храма Покрова Пресвятой Богородицы в собор Рождества Христова. В торжестве приняли участие более 10000 человек. Как ждали люди этого дня! Ведь в 1934 году весь город провожал Владыку Иоанна в пусть сея земли, а ныне, в 2003 году, вся Латвия встречала его возвращающимся в свой любимый собор. Соединились эпохи, соединились скорбь и радость, соединились надежда и ее свершение.

Фотография

Перенесение мощей св. сщмч. Иоанна Архиепископа Рижского
с покровского кладбища в собор Рождества Христова.

Возвращение священномученика в собор ознаменовалось чудесным знамением соединения Церкви Небесной с Церковью земной, торжествующее, победное общение Церквей зримо и поразительным образом явлено было присутствующим за Божественной Литургией чудом обильного и необычного знаменательного мироточения икон на иконостасе. В особенности на иконе Тайной Вечери, в части, где изображено причащение апостолов Святой Кровью: мироточение из чаши вместо стекания вниз необъяснимым образом совершилось вдоль иконы к причащающимся апостолам в горизонтальном направлении. Это было знамением того, что жертва, принесенная священномучеником в его стоянии за Церковь Христову и народ Божий, благоприятна Господу и принята Господом за всю нашу Православную Церковь и за всех верующих. Весь ряд местных икон мироточил, а икона святителя и чудотворца Николая особенным образом сияла и светилась от обилия источаемого мира.

Для всех это было зримым явлением печальника и молитвенника пред Господом за весь народ Латвии и за всех православных.

Из самых разных уголков Латвии к святым мощам с великой радостью постоянно притекают верующие люди.

Давно известные и вновь совершающиеся конкретные случаи чудес, исцелений и благодатной помощи по молитвам святого священномученика Иоанна людям, которые к нему прибегали и прибегают в молитвах с верою и любовью, свидетельствуют, что земля наша обрела великого молитвенника, теплого предстателя и заступника за всех нас пред престолом Божиим.

Величайшим событием в духовной жизни Латвийской Православной Церкви в 2004 году стало посещение Риги чудотворной Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы. Пребывание иконы в Риге, отношение населения было одним из очевиднейших ярчайших чудес проявления силы Божия и присутствия Пресвятой Богородицы.

Это событие состоялось по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Фотография
Тихвинская
Чудотворная икона
Пресвятой Богородицы
в рижском соборе
Рождества Христова.

Большой вклад в организацию празднества внесло латвийское государство: патронессой визита была Президент латвийского государства госпожа Вайра Вике-Фрейберга, икону принимали на уровне государственного визита, сопредседателем комиссии по подготовке приема иконы был мэр Риги господин Гундарс Боярс. Неоценимый вклад внесли хранитель Чудотворной иконы протоиерей Сергий Гарклавс и его семья, рижский предприниматель господин Карлис Зариньш и рижский промышленник господин Василий Мельник, много потрудившиеся по организации прибытия чудотворной Тихвинской иконы в Ригу.

Икону сопровождали Высокопреосвященнейший Владимир, Митрополит Петербургский и Ладожский, епископ Канадский и Оттавский Серафим, хранитель Иконы протоиерей Сергий Гарклавс с матушкой, протоиерей Александр Гарклавс.

На торжества прибыли Высокопреосвященнейший Корнилий, Митрополит Таллинский и всея Эстонии, и преосвященный Владимир, епископ Почаевский, и хор Почаевской Лавры.

21 июня 2004 года в парке у Рижского собора Рождества Христова огромное количество людей под проливным дождем встречало Чудотворную Икону.

Словами невозможно передать духовную радость и торжество присутствия Чудотворной Иконы — все ощущали, что Сама Царица Небесная невидимо посетила нашу землю видимым пришествием Своего Чудотворного Образа.

Необычна была духовная атмосфера вокруг собора. Под проливным дождем день и ночь стояла огромная очередь, в которой было не менее 20 000 человек, а в отдельные моменты количество доходило и до 25 000 и при этом никаких инцидентов. Не было ни одного неприятного происшествия — люди сами понимали важность происходящего, никто не пытался пройти без очереди, рядом стояли, молились, тихо беседовали, слушали трансляцию богослужения русские, латыши и люди многих других национальностей, стояли не только православные, но и старообрядцы, католики и лютеране. В некоторых местах на одном тротуаре или дорожке парка очередь шла в четыре ряда, и ряды не смешивались.

Необычайное чувство совершающегося чуда сопровождало все дни пребывания святой Чудотворной Иконы в Риге. Вокруг собора и во всем парке среди необычного стечения множества людей царили смирение, мир, единство, доброжелательность, всеобщая любовь, ощущение великого праздника, которое невозможно объяснить и передать словами, чувствовались необычность и величественность происходящего, чувство небывалого братского единства, осознание великого праздника зримого присутствия самой Царицы Небесной на Латвийской земле. «Потрясеся» не только весь град Рига, но и вся Латвия. Десятки тысяч людей приехали поклониться святой иконе со всех концов Латвии. Собор не закрывался круглосуточно, и к иконе приложилось свыше 200 000 человек.

Нам было явлено свидетельство того, что только Господь, Царица Небесная и Церковь могут консолидировать и интегрировать светское общество, принести примирение, устранить этнические, языковые и другие барьеры — в сердцах горела вера и не покидала надежда, что, если пребывание этой великой святыни продолжится на долгое время, решатся все вопросы, тревожащие общество.

Перед Чудотворной Иконой отслужили молебен старообрядцы из Латгалии. Истово молились, прекрасно пели, одетые по-древнему. Женщины в больших платках, сарафанах, с лестовками. Приятно было видеть серьезно сосредоточенные благоговейные лица. Приходили огранизованно приложиться и пропеть величание и рижские старообрядцы.

Знаменательно, что Чудотворная Икона, начав Свой путь возвращения в Тихвин, 21 июня прибыла на Латвийскую землю. В далекие страшные июньские дни 1941 года на нашу землю обрушилась страшная война. В этом мы видим знамение Божие, вселяющее в нас уверенность, что миновало время тяжких испытаний.

До сих пор в сердцах и памяти людей сохраняются благодатный свет и радость от пребывания и общения с великой святыней и вера в то, что нас посетила сама Пресвятая Владычица Богородица и Приснодева Мария.

Сегодня становится известным все большее число конкретных случаев исцелений и благодатной помощи конкретным людям, притекшим к заступлению Пречистой Богоматери. Немало случаев, когда инославные принимают святое православие и становятся чадами Латвийской Православной Церкви. К сожалению, все эти события, так важные для Латвии, совершенно были обойдены стороной в центральной церковной прессе, но одновременно широко освещались в латвийских средствах массовой информации.

В честь прибытия святой Чудотворной Иконы в Ригу в Латвийской Православной Церкви по общему желанию всех верующих установлен праздник сретения в Риге Святой Тихвинской Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Этот праздник будет отмечаться 21 (8) июня.

Хранитель святой Чудотворной Иконы протоиерей Сергий Гарклавс привез в подарок точный список Тихвинской иконы, написанный в Америке, освященный и приложенный к Чудотворной Иконе. Список устроен иждивением благочестивой православной прихожанки Чикагского Свято-Троицкого кафедрального собора, уроженки Риги Татьяны Александровны Питерс.

2004 год завершился еще одним знаменательным событием в духовной жизни Латвии — нашу землю посетили святые мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Великая княгиня Елисавета посещала в 1911 году Рижский женский монастырь и Спасо-Преображенскую Пустынь.

В наступившем третьем тысячелетии от Рождества Христова предстоит тяжелая и кропотливая работа по укреплению православия и нравственности, воссозданию и возрождению храмов и святынь, возврату и возрождению церковной собственности. Постепенно возрождается православный народ к своей вере и благочестию. Церковь православия несет людям мир, согласие, милосердие, человеческое достоинство и благую надежду.

Союз российских писателей вместе с этонским отделением проводит активную литературную деятельность, это благое дело, которое формирует эстонскую русскую литературу и культуру на основе православных ценностей, морали и устоев. Сегодня так необходимо, чтобы Православная Церковь была опорой и прибежищем для потерявших веру, помогла обрести устои жизни и духовную опору, чтобы народ и молодежь не уходили на страну далече, не погибали от наркотиков, страшных болезней, происходящих от порочной греховной жизни. Сегодня осознанно приходят в Церковь молодежь и интеллигениция, которым нужна высоконравственная художественная литература. У нас горячее желание, чтобы русские литераторы помогли возрождению русской литературы в Латвии и указали путь к возвращению к тем духовным истокам тысячелетнего православия, которые питали русскую культуры, литературу и русский народ. Мы хотели бы привлекать внимание к нормальной человеческой литературе. Очень желательно, актульно и важно Союзу писателей России проводить в наших краях литературные конференции, чтения и другие мероприятия, сея «разумное, доброе, вечное».


> В начало страницы <