РУССКАЯ
ОБЩИНА
ЭСТОНИИ

 

САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу




Памятнику "Русалка" - 100 лет

…Золотым бликом сверкает крест в высоко поднятой руке ангела. В начале набережной по дороге в Пирита на гранитном постаменте стоит уже ровно сто лет удивительной красоты скульптура, встречая морские суда на рейде у стен древнего Таллина. Из глубины заложенного Петром Великого Кадриоргского парка ведет к монументальной фигуре ангела-хранителя ровная аллея. От самого Екатериненского дворца к самому подножью памятника, обращенного лицом к суровым балтийским волнам, захлестнувшим некогда мощный броненосец "Русалка" и принявшим души более ста моряков. С той трагедии (1893) минуло девять лет, когда на каменистом берегу в 1902 году был воздвигнут мемориал в память погибшим и в назидание потомкам, чтобы всегда помнили о грозном нраве Балтики, о морском братстве, о связи времен.

Немало сил положил созданию столь любимого ныне таллинцами памятника его создатель - эстонский скульптор, академик Петербургской Академии художеств Амандус Хейнрих Адамсон (1855-1929). Сын моряка, родившись близь Палдиски (Балтийский Порт), сюда же вернулся на склоне лет. Море изменчиво и таинственно. Оттого, наверное, многие работы творец выполнил, черпая вдохновение из древней мифологии и аллегорий. Далеко не каждый художник отмечен столь ярким талантом искусства пластики и столь высокой одухотворенностью. Адамсон шел к вершинам мастерства многотрудно, но ни на секунду не сомневаясь в своем призвании. Если говорят, что талант - это способности помноженные на труд, то этот представитель русской школы ваяния являет собой классический пример. Юношеские фигуры, вырезанные из дерева еще во время учебы в Ревельской Вышгородской школе для детей из бедных семей, куда Адамсон был определен еще в семилетнем возрасте, были замечены учителем Бергманом. Страсть его росла и в четырнадцать лет он, убежав из школы, тайком пробрался на пароход, направлявшийся в Петербург. Чтобы поступить в Академию художеств. Увы, судьба не ответила благосклонностью на наивный порыв, будто решив проверить будущего скульптора на крепость. Новая попытка состоялась в 1875 году. Рекомендации Палдиского судьи Калька к президенту Академии и к почетному члену Академии Ф.Б.Лютке оказались весьма кстати. Две деревянные скульптуры открыли двери самого престижного в России учебного заведения… Путь художника увенчался признанием. В 1907 году ему было, по рекомендациям живописца Куинджи, скульптора Опекушина и архитектора Суслова, присвоено звание академика. В начале 20 века он увлекся монументальной пластикой. Первым творением в этом жанре и стала "Русалка". Увлечение было не случайным. Ведь два года спустя, в 1904 году, Адамсон создает в Севастополе свой второй прибрежный памятник - "Затопление кораблей", увековечивший память героев обороны города в Крымскую войну 1854 года. Осенью 1911 года в Тамани был открыт памятник его работы в честь казаков, защищавшим на Кубани границы России. Накануне второго десятилетия его проект памятника в Костроме в ознаменование 300-летия дома Романовых получил вторую премию, но именно Адамсон получил заказ на создание монументальной группы. 23 скульптурных фигуры создал за четыре последующих года скульптор. И все же талант Адамсона отнюдь не ограничивался рамками монументальности. Камерность его произведений малых форм, их гармоничная простота и вызывающая восхищение пластика привлекает даже самого неподготовленного созерцателя. "Море шумит" (1894), "Последний вздох корабля" (1899), "Внимая шепоту моря" (1904), "Единственный поцелуй волны" (1905) раскрывает вызванные природой переживания, огромный мир чувств, отражающих безграничную любовь к морю. С одной стороны - работа над большим фризом в Музее Александра Третьего (ныне - Русский музей) или над бронзовыми украшениями на монументальных гранитных обелисках Троицкого моста (к Марсово полю) открытому в 200-летие Санкт-Петербурга. С другой - "Рассвет и Сумерки", "Охотник на тюленей", "Рыбак с острова Муху" или его поздние "Юность уходит", "Прибой", "Первая смерть, первая печаль", портрет дочери "Невинность" и "Рассвет приветствует волну"… Многогранность таланта Амандуса Адамсона поражает.

Ласковыми вечерами в скверике окруженном кустами сирени безмолвно возвышается с высокого гранита ангел-хранитель. Утихает шум с пиритаской шоссейной магистрали. Невольно вспоминаются строки Николая Рубцова: тихая моя родина…

19 сентября - день славы эстонского скульптора, русского и эстонского искусства. 20 сентября здесь собрались все кому не безразлична эта замечательная веха нашей культуры. Играл духовой оркестр Министерства обороны Эстонии, возложили цветы военные моряки, представители Министерства культуры, Таллинского горсобрания и горуправы, послы России и Украины, генеральный консул Белоруссии, ветераны, Союз объединений российских соотечественников, русские писатели Эстонии в лице представителей Эстонского отделения Союза писателей России. В адрес участников торжества прислал свое приветствие председатель Союзпа писателей России профессор В.Н.Ганичев

Уважамые участники торжественого собрания, посвященного 100-летию памятника "Русалка"!

Сто лет назад на берегу Таллинского залива был установлен памятник в честь погибшим морякам российского броненосца "Русалка". Это замечательное произведение искусства является одним из лучших монументов, созданных академиком Петербургской Академии художеств Амандусом Генрихом Адамсоном.Имя выдающегося эстонского и русского скульптора Амандуса Адамсона хорошо известно в России. Созданные его руками скульптурные памятники вписаны в культурную летопись Севастополя и Тамани, его работы экспонированы в лучших музеях России. Наследие художника принадлежит эстонскому и русскому народам. Удивительной гармонией и правдой доброй памяти веет от его творений. Пусть памятник "Русалке" всегда будет напоминать нам о добром соседстве и о глубоких взаимосвязях культур двух народов.

В.Н.Ганичев,
Председатель Правления Союза писателей России,
Профессор Московского государственного университета,
Заместитель Председателя Всемирного Русского Народного Собора - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия

> В начало страницы <